Анастасия Холдаковская. Валентин Хрущ — художник для художников

Художник для художниковВыставки«Хрущ в воспоминаниях...»

Валентин Хрущ. Художник для художников

Валентин Хрущ с фотоаппаратом. Архив В.Рябченко24 октября 2017 года исполнится ровно 12 лет со дня смерти украинского художника, живописца, графика, одного из создателей одесской неофициальной школы искусств —  Валентина  Хруща.

Валентин Дмитриевич Хрущ родился 24 января 1943 года.  Вот с какой иронией он написал в одной из автобиографий: «Родился я 24 января 1943 года в Одессе, на Пересыпи. Живописи никогда не учился. Работаю самостоятельно. В официальных выставках не участвовал. По профессии – печник. Живу на содержании бабушки».

Начальное  образование Валентин получил в  Одесской художественной школе, но, как говорят друзья,  «он уже родился художником». Из   художественной школы был исключён за «левый уклон».  После школы  поступил в Одесское художественное училище.  Его  учителями были Н. Зайцев, Ю. Егоров, Н. Павлюк, Т. Фраерман.

В 1967 году   Валентин Хрущ вместе с ещё одним одесским авангардистом – Станиславом  Сычёвым – устраивает несанкционированную уличную выставку «Сычик + Хрущик».  Мастера кисти развесили картины на заборе  Оперного театра, после  чего выставку так и стали называть «заборной».

Вот как вспоминает художник этот день из своей жизни:  «Оперный театр стоял на ремонте, и  от  Пале-Рояля  его отделял забор из свежеструганных сосновых досок. Стало сразу ясно, что именно здесь, на этом заборе,  мы сейчас и развернём свою выставку. Забор нас вдохновил, и мы, забыв обо всём,  быстро развесили вдоль забора свои работы.  Теперь,  в тени платанов,  они смотрелись иначе. Мы закурили в ожидании зрителей, стали смотреть на происходящее…  Пале-Рояль   имел четыре выхода. 

Не прошло много времени, как появились знакомые, а  к   полудню   мы   были    в  окружении друзей.  Непонятно, из каких соображений в Пале-Рояле «нарисовался»  Дульфан.  Он был на ту пору художником газеты  «Комсомольская искра»,  где  работали  Б. Деревянко,  Ф.  Кохрихт,  Е.  Голубовский  и  др.  Дульфан нас поздравил,  мы пообщались, после чего он исчез, а через какое-то время пришла вся редакция, в том числе, и фотокор М. Рыбак,  который отснял всю выставку…»

«Заборная» выставка продлилась всего три часа, но она положила начало неразрешённых выставок и, открыла эпоху нонконформизма.

Валентин Хрущ был организатором неофициальных квартирных выставок в Одессе и в  Москве.

В 1970-х он начал вести художественную группу «9». Вскоре его работы появились в иностранных выставочных композициях: они представлялись на выставках в  1979 году под общим названием:  «Современное искусство из Украины»прошедших в Мюнхене,  Лондоне,  Париже и  Нью-Йорке.

В начале 80-х годов прошлого века Хрущ переезжает в Москву, где он принимает активное  участие в культурной жизни города: входит в творческий союз художников в 1981-1983 годах на Якиманке. За это время проводит девять выставок. Живёт в Беляево под Москвой, где находит единомышленников  и  собирает вокруг себя группу  молодых одесских художников «Одеколон».

Валентин Хрущ умел  влиять  на окружавших его людей, что особенно  ощутили москвичи, окружавшие его в Беляево  (позже они были  признаны как концептуалисты).

В 1984 году художника приглашают для организации выставочного зала Черёмушкинского района Москвы в Беляево.  В  эту группу также входили  Ю. Плисс,  С.  Алфёров,  А. Соболев,  К.  Медведева,  А. Лисовский и другие. В  составе «беляевской  группы»  Хрущ провёл  ряд выставок,  в том числе  в  г. Линц (Австрия), в г. Паневежис (Литва).  За период  с 1981 по  2002 годы прошло 15 персональных выставок художника (Москва, Одесса, Кимры, Дубна).

Персональные выставки:

  • 1981 г.  – г.  Москва, редакция газеты «Гудок».
  • 1988 г.  – г.  Москва, ЦДХ, выставка «Ветхий завет» («Совращение»).
  • 1993 г. –  г.  Одесса, юбилейная выставка В. Хруща (организатор – Феликс   Кохрихт).
  • 1994 г. –  г. Москва,  квартирная    выставка у председателя  общества  «Якиманка» А. Белоглазова.
  • 1995 г. –  г. Москва, Музей этнографии:  «В. Хрущ. Живопись. Графика. Из коллекции  А. Быковой».
  • 1995 г. –  г. Кимры  Тверской обл., областной театр драмы и комедии.
  • 1996 г. –  г. Москва, квартирная выставка у скульптора Даниэля Митлянского.
  • 1997 г. –  г. Кимры,  выставка к 450-летию города.
  • 1998 г. – г. Кимры, городской выставочный зал, выставка «Отражение».
  • 1999 г. –  г. Кимры, редакция газеты «ПровинциалЪ-экспресс».
  • 2000 г. – г. Дубна, Музей краеведения и этнографии, выставка «В. Хрущ. Живопись, графика. Из коллекции В. Романова».
  • 2000 г.,  декабрь  — г. Одесса, Музей западного и восточного искусства, выставка фотографий Валентина  Хруща.
  • 2001 г., май — г. Одесса, МЗВИ. Salve. «В. Хрущ. Живопись, графика».
  • 2001 г. – г. Кимры, Краеведческий музей, выставка «В. Хрущ. Живопись, графика. Из коллекции  А. Сазонова»
  • 2001 г. —  г. Кимры, выставка ко Дню города в ДК «40 лет Октября».
  • 2002 г. —  г. Одесса, в рамках фестиваля  «Культурные герои»,  выставка «Хороший Хрущ», из собраний одесских коллекционеров.

В 2009 году была организована выставка его работ в Одесском отделении Национального союза художников Украины, в 2010 году в Галерее N-art (Одесса),  а  в 2011 году – в  Москве, в Центральном Доме художников.

Последние годы жизни Валентин Хрущ провёл в городке Кимры Тверской области,  где умер от саркомы лёгкого 2 октября 2005 года.  Похоронен там же, на территории Никольского храма.

Хрущ в воспоминаниях художников-современников

Алексей Богатырев: «Глоток свежего воздуха»

«Хрущ – был настоящим глотком свежего воздуха. Он мог уйти из дома и вернуться через три-четыре дня, всё ходил в гости то к одним, то к другим. К Хрущу приходили за состоянием свободы. Он мог вложить смысл во всё, что угодно. Всегда опаздывал. Многие картины дарил. Одевался в удобную одежду, носил касторовые шляпы, и был красив, несмотря ни на что. Хрущ был парадоксален».

 

Виктор Маринюк: «Человек города»

«Хрущ был уникальный.  Он вёл богемный образ жизни. Отличался живым, острым умом. Со многими был знаком: и с художниками, и с поэтами, и в криминальном мире у него были связи. Да и, появиться у него могло всё, что угодно. Однако, он умел отобрать для себя самое важное. 

Хрущ – это, скорее, человек города: улица научила его говорить со всеми вежливо, однако он мог быть и категоричным. Свобода Вали была, в некоторой мере, вынужденной. Живя на улице, он не мог быть скованным. Это то, что давало ему возможность выжить.

Тема рыбок для него не случайна, он часто ночевал в той среде (на баркасе).  Его работам присущ артистизм. У Валика каждый жест точен. Всё, что брался делать, он  делал идеально. Помню, захожу я как-то домой к нему: Валя по локоть в грязи, кругом разруха, но одна стена идеально заштукатурена. Всё вокруг – не важно,  как, но зато  одно пятно (стена) – сделано идеально. Это был его конёк. В этом был весь Хрущ».

 

Юрий Плис: «Хрущ – человек в искусстве»

«Я считаю Валю учителем, он научил меня видеть главное: кто гость, а кто – хозяин. Беседы с ним всегда бодрили, мы могли с ним часами говорить об искусстве. Причём, разговаривая, он завораживал собеседника тембром голоса. Он немного заикался, и во время этих заминок у него было время правильно и чётко сформулировать фразу.

Можно сказать, что Хрущ – человек в искусстве, для него живопись – самое главное, как сама природа.

Порой он очень много работал, и у него даже возникало депрессивное состояние. После жизни в Беляево, он уехал в Кимры. Там ему подарили дом, вернее, обменяли на картины.

Во время нашей последней встречи, он с удовольствием рассказал, что продал подпись на белом холсте, а вообще-то, сам мог на брошенных работах что-то дописать, докрасить.

Хрущ постоянно чему-то учился и развивался. Он изучал искусство от эпохи палеолита и до наших дней. Любую тему он видел и представлял в различных вариантах, но искал при этом самое лаконичное решение».

 

Валентин Хрущ – один  из наиболее интересных и неординарных личностей своей эпохи. Для друзей он был «глотком свежего воздуха», коллеги считали его «художником для художников». Он  работал в самых разных стилях:  в его картинах  видна вольная трактовка известных сюжетов, здесь есть  и греко-римская мифология,  и  фигуры, и натюрморты – своего рода «Зазеркалье».

Мастер работал с самыми различными материалами: чего стоили одни только его деревянные рыбки, внешне ничем не отличающиеся от живых! Его картины до сих пор являются образцом простоты, утончённости и изящества.

Все люди, близко знавшие художника,  отмечают  особую атмосферу, которая присутствовала при общении с ним. Валентин общался с самыми разными людьми – от рабочих до элиты, и  при  этом с каждым человеком находил общий язык. Эта его удивительная простота,   душевность и многогранность помогли стать ему известным уже  при жизни, как  в СССР, так и далеко за его пределами.

Картины Валентина Хруща, находящиеся в престижных мировых коллекциях, до сих пор покоряют непредсказуемостью. Работы художника продавались на таких известных аукционах, как  Sotheby’s  и  Phillips de Pury.  Многие его картины находятся также в частных коллекциях.  Сейчас  его работы представлены в постоянной экспозиции ЮНЕСКО в Париже, в Национальном музее Австрии в Вене, а также в музеях России, Германии, Швеции, Испании, США, Японии и других стран. Есть они и в Национальном Художественном музее Украины в Киеве, и в Одесском художественном музее.
Фотография Анастасии Холдаковской

Автор: Анастасия Холдаковская

 

Читать далее: | 1 | 2 | 3 |