Валентин Хрущ. Художник для художников
24 октября 2017 года исполнится ровно 12 лет со дня смерти украинского художника, живописца, графика, одного из создателей одесской неофициальной школы искусств — Валентина Хруща.
Валентин Дмитриевич Хрущ родился 24 января 1943 года. Вот с какой иронией он написал в одной из автобиографий: «Родился я 24 января 1943 года в Одессе, на Пересыпи. Живописи никогда не учился. Работаю самостоятельно. В официальных выставках не участвовал. По профессии – печник. Живу на содержании бабушки».
Начальное образование Валентин получил в Одесской художественной школе, но, как говорят друзья, «он уже родился художником». Из художественной школы был исключён за «левый уклон». После школы поступил в Одесское художественное училище. Его учителями были Н. Зайцев, Ю. Егоров, Н. Павлюк, Т. Фраерман.
В 1967 году Валентин Хрущ вместе с ещё одним одесским авангардистом – Станиславом Сычёвым – устраивает несанкционированную уличную выставку «Сычик + Хрущик». Мастера кисти развесили картины на заборе Оперного театра, после чего выставку так и стали называть «заборной».
Вот как вспоминает художник этот день из своей жизни: «Оперный театр стоял на ремонте, и от Пале-Рояля его отделял забор из свежеструганных сосновых досок. Стало сразу ясно, что именно здесь, на этом заборе, мы сейчас и развернём свою выставку. Забор нас вдохновил, и мы, забыв обо всём, быстро развесили вдоль забора свои работы. Теперь, в тени платанов, они смотрелись иначе. Мы закурили в ожидании зрителей, стали смотреть на происходящее… Пале-Рояль имел четыре выхода.
Не прошло много времени, как появились знакомые, а к полудню мы были в окружении друзей. Непонятно, из каких соображений в Пале-Рояле «нарисовался» Дульфан. Он был на ту пору художником газеты «Комсомольская искра», где работали Б. Деревянко, Ф. Кохрихт, Е. Голубовский и др. Дульфан нас поздравил, мы пообщались, после чего он исчез, а через какое-то время пришла вся редакция, в том числе, и фотокор М. Рыбак, который отснял всю выставку…»
«Заборная» выставка продлилась всего три часа, но она положила начало неразрешённых выставок и, открыла эпоху нонконформизма.
Валентин Хрущ был организатором неофициальных квартирных выставок в Одессе и в Москве.
В 1970-х он начал вести художественную группу «9». Вскоре его работы появились в иностранных выставочных композициях: они представлялись на выставках в 1979 году под общим названием: «Современное искусство из Украины», прошедших в Мюнхене, Лондоне, Париже и Нью-Йорке.
В начале 80-х годов прошлого века Хрущ переезжает в Москву, где он принимает активное участие в культурной жизни города: входит в творческий союз художников в 1981-1983 годах на Якиманке. За это время проводит девять выставок. Живёт в Беляево под Москвой, где находит единомышленников и собирает вокруг себя группу молодых одесских художников «Одеколон».
Валентин Хрущ умел влиять на окружавших его людей, что особенно ощутили москвичи, окружавшие его в Беляево (позже они были признаны как концептуалисты).
В 1984 году художника приглашают для организации выставочного зала Черёмушкинского района Москвы в Беляево. В эту группу также входили Ю. Плисс, С. Алфёров, А. Соболев, К. Медведева, А. Лисовский и другие. В составе «беляевской группы» Хрущ провёл ряд выставок, в том числе в г. Линц (Австрия), в г. Паневежис (Литва). За период с 1981 по 2002 годы прошло 15 персональных выставок художника (Москва, Одесса, Кимры, Дубна).
Персональные выставки:
- 1981 г. – г. Москва, редакция газеты «Гудок».
- 1988 г. – г. Москва, ЦДХ, выставка «Ветхий завет» («Совращение»).
- 1993 г. – г. Одесса, юбилейная выставка В. Хруща (организатор – Феликс Кохрихт).
- 1994 г. – г. Москва, квартирная выставка у председателя общества «Якиманка» А. Белоглазова.
- 1995 г. – г. Москва, Музей этнографии: «В. Хрущ. Живопись. Графика. Из коллекции А. Быковой».
- 1995 г. – г. Кимры Тверской обл., областной театр драмы и комедии.
- 1996 г. – г. Москва, квартирная выставка у скульптора Даниэля Митлянского.
- 1997 г. – г. Кимры, выставка к 450-летию города.
- 1998 г. – г. Кимры, городской выставочный зал, выставка «Отражение».
- 1999 г. – г. Кимры, редакция газеты «ПровинциалЪ-экспресс».
- 2000 г. – г. Дубна, Музей краеведения и этнографии, выставка «В. Хрущ. Живопись, графика. Из коллекции В. Романова».
- 2000 г., декабрь — г. Одесса, Музей западного и восточного искусства, выставка фотографий Валентина Хруща.
- 2001 г., май — г. Одесса, МЗВИ. Salve. «В. Хрущ. Живопись, графика».
- 2001 г. – г. Кимры, Краеведческий музей, выставка «В. Хрущ. Живопись, графика. Из коллекции А. Сазонова»
- 2001 г. — г. Кимры, выставка ко Дню города в ДК «40 лет Октября».
- 2002 г. — г. Одесса, в рамках фестиваля «Культурные герои», выставка «Хороший Хрущ», из собраний одесских коллекционеров.
В 2009 году была организована выставка его работ в Одесском отделении Национального союза художников Украины, в 2010 году в Галерее N-art (Одесса), а в 2011 году – в Москве, в Центральном Доме художников.
Последние годы жизни Валентин Хрущ провёл в городке Кимры Тверской области, где умер от саркомы лёгкого 2 октября 2005 года. Похоронен там же, на территории Никольского храма.
Хрущ в воспоминаниях художников-современников
Алексей Богатырев: «Глоток свежего воздуха»
«Хрущ – был настоящим глотком свежего воздуха. Он мог уйти из дома и вернуться через три-четыре дня, всё ходил в гости то к одним, то к другим. К Хрущу приходили за состоянием свободы. Он мог вложить смысл во всё, что угодно. Всегда опаздывал. Многие картины дарил. Одевался в удобную одежду, носил касторовые шляпы, и был красив, несмотря ни на что. Хрущ был парадоксален».
Виктор Маринюк: «Человек города»
«Хрущ был уникальный. Он вёл богемный образ жизни. Отличался живым, острым умом. Со многими был знаком: и с художниками, и с поэтами, и в криминальном мире у него были связи. Да и, появиться у него могло всё, что угодно. Однако, он умел отобрать для себя самое важное.
Хрущ – это, скорее, человек города: улица научила его говорить со всеми вежливо, однако он мог быть и категоричным. Свобода Вали была, в некоторой мере, вынужденной. Живя на улице, он не мог быть скованным. Это то, что давало ему возможность выжить.
Тема рыбок для него не случайна, он часто ночевал в той среде (на баркасе). Его работам присущ артистизм. У Валика каждый жест точен. Всё, что брался делать, он делал идеально. Помню, захожу я как-то домой к нему: Валя по локоть в грязи, кругом разруха, но одна стена идеально заштукатурена. Всё вокруг – не важно, как, но зато одно пятно (стена) – сделано идеально. Это был его конёк. В этом был весь Хрущ».
Юрий Плис: «Хрущ – человек в искусстве»
«Я считаю Валю учителем, он научил меня видеть главное: кто гость, а кто – хозяин. Беседы с ним всегда бодрили, мы могли с ним часами говорить об искусстве. Причём, разговаривая, он завораживал собеседника тембром голоса. Он немного заикался, и во время этих заминок у него было время правильно и чётко сформулировать фразу.
Можно сказать, что Хрущ – человек в искусстве, для него живопись – самое главное, как сама природа.
Порой он очень много работал, и у него даже возникало депрессивное состояние. После жизни в Беляево, он уехал в Кимры. Там ему подарили дом, вернее, обменяли на картины.
Во время нашей последней встречи, он с удовольствием рассказал, что продал подпись на белом холсте, а вообще-то, сам мог на брошенных работах что-то дописать, докрасить.
Хрущ постоянно чему-то учился и развивался. Он изучал искусство от эпохи палеолита и до наших дней. Любую тему он видел и представлял в различных вариантах, но искал при этом самое лаконичное решение».
Валентин Хрущ – один из наиболее интересных и неординарных личностей своей эпохи. Для друзей он был «глотком свежего воздуха», коллеги считали его «художником для художников». Он работал в самых разных стилях: в его картинах видна вольная трактовка известных сюжетов, здесь есть и греко-римская мифология, и фигуры, и натюрморты – своего рода «Зазеркалье».
Мастер работал с самыми различными материалами: чего стоили одни только его деревянные рыбки, внешне ничем не отличающиеся от живых! Его картины до сих пор являются образцом простоты, утончённости и изящества.
Все люди, близко знавшие художника, отмечают особую атмосферу, которая присутствовала при общении с ним. Валентин общался с самыми разными людьми – от рабочих до элиты, и при этом с каждым человеком находил общий язык. Эта его удивительная простота, душевность и многогранность помогли стать ему известным уже при жизни, как в СССР, так и далеко за его пределами.
Картины Валентина Хруща, находящиеся в престижных мировых коллекциях, до сих пор покоряют непредсказуемостью. Работы художника продавались на таких известных аукционах, как Sotheby’s и Phillips de Pury. Многие его картины находятся также в частных коллекциях. Сейчас его работы представлены в постоянной экспозиции ЮНЕСКО в Париже, в Национальном музее Австрии в Вене, а также в музеях России, Германии, Швеции, Испании, США, Японии и других стран. Есть они и в Национальном Художественном музее Украины в Киеве, и в Одесском художественном музее.
Автор: Анастасия Холдаковская