Анастасия Холдаковская. Валентин Хрущ — художник для художников

Художник для художниковВыставки«Хрущ в воспоминаниях...»

Валентин Хрущ. Художник для художников

Валентин Хрущ. Фотография художника из Одессы. Четвертая24 октября 2017 года исполнится ровно 12 лет со дня смерти украинского художника, живописца, графика, одного из создателей одесской неофициальной школы искусств —  Валентина  Хруща.

Валентин Дмитриевич Хрущ родился 24 января 1943 года.  Вот с какой иронией он написал в одной из автобиографий: «Родился я 24 января 1943 года в Одессе, на Пересыпи. Живописи никогда не учился. Работаю самостоятельно. В официальных выставках не участвовал. По профессии – печник. Живу на содержании бабушки».

Начальное  образование Валентин получил в  Одесской художественной школе, но, как говорят друзья,  «он уже родился художником». Из   художественной школы был исключён за «левый уклон».  После школы  поступил в Одесское художественное училище.  Его  учителями были Н. Зайцев, Ю. Егоров, Н. Павлюк, Т. Фраерман.

В 1967 году   Валентин Хрущ вместе с ещё одним одесским авангардистом – Станиславом  Сычёвым – устраивает несанкционированную уличную выставку «Сычик + Хрущик».  Мастера кисти развесили картины на заборе  Оперного театра, после  чего выставку так и стали называть «заборной».

Вот как вспоминает художник этот день из своей жизни:  «Оперный театр стоял на ремонте, и  от  Пале-Рояля  его отделял забор из свежеструганных сосновых досок. Стало сразу ясно, что именно здесь, на этом заборе,  мы сейчас и развернём свою выставку. Забор нас вдохновил, и мы, забыв обо всём,  быстро развесили вдоль забора свои работы.  Теперь,  в тени платанов,  они смотрелись иначе. Мы закурили в ожидании зрителей, стали смотреть на происходящее…  Пале-Рояль   имел четыре выхода. 

Не прошло много времени, как появились знакомые, а  к   полудню   мы   были    в  окружении друзей.  Непонятно, из каких соображений в Пале-Рояле «нарисовался»  Дульфан.  Он был на ту пору художником газеты  «Комсомольская искра»,  где  работали  Б. Деревянко,  Ф.  Кохрихт,  Е.  Голубовский  и  др.  Дульфан нас поздравил,  мы пообщались, после чего он исчез, а через какое-то время пришла вся редакция, в том числе, и фотокор М. Рыбак,  который отснял всю выставку…»

«Заборная» выставка продлилась всего три часа, но она положила начало неразрешённых выставок и, открыла эпоху нонконформизма.

Валентин Хрущ был организатором неофициальных квартирных выставок в Одессе и в  Москве.

В 1970-х он начал вести художественную группу «9». Вскоре его работы появились в иностранных выставочных композициях: они представлялись на выставках в  1979 году под общим названием:  «Современное искусство из Украины»прошедших в Мюнхене,  Лондоне,  Париже и  Нью-Йорке.

В начале 80-х годов прошлого века Хрущ переезжает в Москву, где он принимает активное  участие в культурной жизни города: входит в творческий союз художников в 1981-1983 годах на Якиманке. За это время проводит девять выставок. Живёт в Беляево под Москвой, где находит единомышленников  и  собирает вокруг себя группу  молодых одесских художников «Одеколон».

Валентин Хрущ умел  влиять  на окружавших его людей, что особенно  ощутили москвичи, окружавшие его в Беляево  (позже они были  признаны как концептуалисты).

В 1984 году художника приглашают для организации выставочного зала Черёмушкинского района Москвы в Беляево.  В  эту группу также входили  Ю. Плисс,  С.  Алфёров,  А. Соболев,  К.  Медведева,  А. Лисовский и другие. В  составе «беляевской  группы»  Хрущ провёл  ряд выставок,  в том числе  в  г. Линц (Австрия), в г. Паневежис (Литва).  За период  с 1981 по  2002 годы прошло 15 персональных выставок художника (Москва, Одесса, Кимры, Дубна).

Персональные выставки:

  • 1981 г.  – г.  Москва, редакция газеты «Гудок».
  • 1988 г.  – г.  Москва, ЦДХ, выставка «Ветхий завет» («Совращение»).
  • 1993 г. –  г.  Одесса, юбилейная выставка В. Хруща (организатор – Феликс   Кохрихт).
  • 1994 г. –  г. Москва,  квартирная    выставка у председателя  общества  «Якиманка» А. Белоглазова.
  • 1995 г. –  г. Москва, Музей этнографии:  «В. Хрущ. Живопись. Графика. Из коллекции  А. Быковой».
  • 1995 г. –  г. Кимры  Тверской обл., областной театр драмы и комедии.
  • 1996 г. –  г. Москва, квартирная выставка у скульптора Даниэля Митлянского.
  • 1997 г. –  г. Кимры,  выставка к 450-летию города.
  • 1998 г. – г. Кимры, городской выставочный зал, выставка «Отражение».
  • 1999 г. –  г. Кимры, редакция газеты «ПровинциалЪ-экспресс».
  • 2000 г. – г. Дубна, Музей краеведения и этнографии, выставка «В. Хрущ. Живопись, графика. Из коллекции В. Романова».
  • 2000 г.,  декабрь  — г. Одесса, Музей западного и восточного искусства, выставка фотографий Валентина  Хруща.
  • 2001 г., май — г. Одесса, МЗВИ. Salve. «В. Хрущ. Живопись, графика».
  • 2001 г. – г. Кимры, Краеведческий музей, выставка «В. Хрущ. Живопись, графика. Из коллекции  А. Сазонова»
  • 2001 г. —  г. Кимры, выставка ко Дню города в ДК «40 лет Октября».
  • 2002 г. —  г. Одесса, в рамках фестиваля  «Культурные герои»,  выставка «Хороший Хрущ», из собраний одесских коллекционеров.

В 2009 году была организована выставка его работ в Одесском отделении Национального союза художников Украины, в 2010 году в Галерее N-art (Одесса),  а  в 2011 году – в  Москве, в Центральном Доме художников.

Последние годы жизни Валентин Хрущ провёл в городке Кимры Тверской области,  где умер от саркомы лёгкого 2 октября 2005 года.  Похоронен там же, на территории Никольского храма.

Хрущ в воспоминаниях художников-современников

Алексей Богатырев: «Глоток свежего воздуха»

«Хрущ – был настоящим глотком свежего воздуха. Он мог уйти из дома и вернуться через три-четыре дня, всё ходил в гости то к одним, то к другим. К Хрущу приходили за состоянием свободы. Он мог вложить смысл во всё, что угодно. Всегда опаздывал. Многие картины дарил. Одевался в удобную одежду, носил касторовые шляпы, и был красив, несмотря ни на что. Хрущ был парадоксален».

 

Виктор Маринюк: «Человек города»

«Хрущ был уникальный.  Он вёл богемный образ жизни. Отличался живым, острым умом. Со многими был знаком: и с художниками, и с поэтами, и в криминальном мире у него были связи. Да и, появиться у него могло всё, что угодно. Однако, он умел отобрать для себя самое важное. 

Хрущ – это, скорее, человек города: улица научила его говорить со всеми вежливо, однако он мог быть и категоричным. Свобода Вали была, в некоторой мере, вынужденной. Живя на улице, он не мог быть скованным. Это то, что давало ему возможность выжить.

Тема рыбок для него не случайна, он часто ночевал в той среде (на баркасе).  Его работам присущ артистизм. У Валика каждый жест точен. Всё, что брался делать, он  делал идеально. Помню, захожу я как-то домой к нему: Валя по локоть в грязи, кругом разруха, но одна стена идеально заштукатурена. Всё вокруг – не важно,  как, но зато  одно пятно (стена) – сделано идеально. Это был его конёк. В этом был весь Хрущ».

 

Юрий Плис: «Хрущ – человек в искусстве»

«Я считаю Валю учителем, он научил меня видеть главное: кто гость, а кто – хозяин. Беседы с ним всегда бодрили, мы могли с ним часами говорить об искусстве. Причём, разговаривая, он завораживал собеседника тембром голоса. Он немного заикался, и во время этих заминок у него было время правильно и чётко сформулировать фразу.

Можно сказать, что Хрущ – человек в искусстве, для него живопись – самое главное, как сама природа.

Порой он очень много работал, и у него даже возникало депрессивное состояние. После жизни в Беляево, он уехал в Кимры. Там ему подарили дом, вернее, обменяли на картины.

Во время нашей последней встречи, он с удовольствием рассказал, что продал подпись на белом холсте, а вообще-то, сам мог на брошенных работах что-то дописать, докрасить.

Хрущ постоянно чему-то учился и развивался. Он изучал искусство от эпохи палеолита и до наших дней. Любую тему он видел и представлял в различных вариантах, но искал при этом самое лаконичное решение».

 

Валентин Хрущ – один  из наиболее интересных и неординарных личностей своей эпохи. Для друзей он был «глотком свежего воздуха», коллеги считали его «художником для художников». Он  работал в самых разных стилях:  в его картинах  видна вольная трактовка известных сюжетов, здесь есть  и греко-римская мифология,  и  фигуры, и натюрморты – своего рода «Зазеркалье».

Мастер работал с самыми различными материалами: чего стоили одни только его деревянные рыбки, внешне ничем не отличающиеся от живых! Его картины до сих пор являются образцом простоты, утончённости и изящества.

Все люди, близко знавшие художника,  отмечают  особую атмосферу, которая присутствовала при общении с ним. Валентин общался с самыми разными людьми – от рабочих до элиты, и  при  этом с каждым человеком находил общий язык. Эта его удивительная простота,   душевность и многогранность помогли стать ему известным уже  при жизни, как  в СССР, так и далеко за его пределами.

Картины Валентина Хруща, находящиеся в престижных мировых коллекциях, до сих пор покоряют непредсказуемостью. Работы художника продавались на таких известных аукционах, как  Sotheby’s  и  Phillips de Pury.  Многие его картины находятся также в частных коллекциях.  Сейчас  его работы представлены в постоянной экспозиции ЮНЕСКО в Париже, в Национальном музее Австрии в Вене, а также в музеях России, Германии, Швеции, Испании, США, Японии и других стран. Есть они и в Национальном Художественном музее Украины в Киеве, и в Одесском художественном музее.
Фотография Анастасии Холдаковской

Автор: Анастасия Холдаковская

 

Читать далее: | 1 | 2 | 3 |