Коллекционер живописи, Сергей Костин, приобрел необычный автопортрет кисти Хруща.
Когда была его большая ретроспективная выставка, Костин получил несколько странных рецензий – мол, это фальшак, не мог Хрущ написать это…
Что ж за автопортрет такой?
За ответами на вопрос мы отправились к экс-обладателю портрета, тоже художнику.
Ну, начнем с того, что это и правда удачная работа. Она очень раскованная, небрежная, и выделяется на фоне остальных, более канонических, ранних и «собранных» автопортретов, и в меньшей степени под влиянием Луи Ленена.
Хрущ написал себя нарочито ассимметричным, лишь слегка на себя похожим и как бы невзначай отразил по сути дела две свои ипостаси. Первую, аполлоническую, чуть грустную, углубленную в себя, спокойную и ясную – это созерцатель и как бы свидетель происходящего, в чем-то даже иконописный. И вторую ипостась — дионисийскую, буйную и хаотичную, экспериментатора и авантюриста — в левой половине своего лица.
Портрет оказался настолько хорош, что был куплен другим художником, человеком с хорошим вкусом – Серафимом Чаркиным. Куплен был, едва высохла краска!
В подтверждение этих любопытных событий мы отправились к художнику, и он рассказал об истории покупки автопортрета у Хруща.
«С Валей мы дружили очень давно. Часто бывал у него в гостях.
Хижина была странная – кроватей не было, только качалки, пустынность во всем. Стихийное убежище. Где-то жена его сидит, вяжет или вышивает.
И я помню мальчишку – Диму. Когда еще маленький был…
На столе – чайник, чайница, Валик любил крепкую заварку с конфетами. И иногда курил, табак хороший, ароматный.
Ну, я-то выборочно его любил – он разные вещи пробовал в рисунке, в живописи, а я просто как художник с интересом наблюдал и полагаю, что нечто общее у нас с ним было.
Прихожу – зима, холод. Валик качается в качалке в какой-то наполовину печали, наполовину — в не-поймешь чем… Я по стенам взглядом бегаю – что нового.
— Ой, Валик, это ты?!
— Да, автопортрет сделал…
— Ой, слушай… Слушай, продай!
Думал, что Валя откажет.
— Сколько дашь?
— Ну, вот столько-то… (Денег было мало тогда, у всех нас).Ну, я принес к тому же какие-то продукты, немножко пообедать, посидеть. Мне было ужасно неловко: портрет-то уровня Пампиду! Вот просто влюбился в него, и все. Ну правда, денег тогда у нас всех не было…
Дрожащими руками забрал автопортрет. Повесил у себя. Глаз не мог оторвать.
Рамы были роскошные у него, у Вали.
И до сих пор этот автопортрет у меня висел, я смотрел на него и думал – самый, самый лучший это его автопортрет!
Некоторые увидели его и почему-то начали говорить, что, мол, это не Хрущ.
Но откуда это мнение?
Это зависть. Просто зависть, вот что я думаю.
Из всех автопортретов это самый лучший.
Конечно, под влиянием французских художников.
Но — самая лучшая вещь, и я никогда не хотел его отдавать…
Валя всегда помнил об этом портрете.
Жаль, что тогда он не приехал на выставку, и не видел как здорово она висела, в хорошей раме, в экспозиции.
Валя был авантюрист, крутой хлопец… Непредсказуемый».
Записала Юлия ЖАРКОВА