Анна Литман — Неизвестный Хрущ III

Феликс Давидович КохрихтЮрий Закардонец
Валентин Хрущ в окружении женщин. Фотограф - Виктор Ратушный

Фотограф — Виктор Ратушный

Феликс Давидович Кохрихт — журналист, культуролог

О природе и истоках дарования и личности Валентина Хруща, рискну предположить, что они имеют корни в культуре и этике этносов, а затем и государств, за которыми эллины признавали право быть включенными в цивилизацию Ойкумены. Так они определяли пространство, населенное народами разумными, в отличие от «людей с песьими головами», иными словами тех, кого впоследствии назовут варварами. В этот ареал Средиземного моря входили и сами древние греки, и жители будущей Южной Европы, Северной Африки  и что особенно важно – Причерноморья – нашего многонационального края.

Работа Валентина Хруща - «Магдалина», 48х67, из частной коллекции Сергея Костина

«Магдалина», 48х67, из частной коллекции Сергея Костина

Магдалина стоит на коленях в глубине пещеры, положив вытянутые руки на каменный алтарь. Волосы – распущены, голова склонена, под глазами глубокие тени. Взгляд – скорбный, но смотрит она как будто в себя. На лбу – белая полоска, закрывающая рану. Рядом с ней расположен череп. Свет, льющийся из входа, сумеречно-синий. Призрачность и ожидание.

Хрущ, и как личность, и как художник, на мой взгляд, соответствовал и эстетическим, и личностным свойствам этой общности, потомком которой был, как и многие коренные одесситы.

Это сказалось на его манере работы в живописи и графике, и в занятиях деревянной скульптурой, и фотографией. Прежде всего, я бы отметил его цветовую и световую палитру, пластичность и камерность большинства композиций, характерные для мастеров  Средиземноморья, как западноевропейских, так и славян, и иудеев, и жителей стран Магриба. В этом я убеждался не раз во время путешествий.

Работа Валентина Хруща - «Сусанна», портрет, 54х71, из частной коллекции Сергея Костина

«Сусанна», портрет, 54х71, из частной коллекции Сергея Костина

Картина кажется по-детски непосредственной. На заднем плане видны дома с остроконечными крышами. Здесь изображена женщина в голубом платье с откровенным декольте. Взгляд открыт и ясен, лицо – кукольно округлое. Перечеркнутые брови придают ей выражение удивления. Умиротворенность и нега.

Приведу разительный пример.

Однажды, на Крите, в жаркий летний день, мы отправились к месту раскопок, где археологи в свое время нашли знаменитую “Золотую пчелу”, ставшую символом древнего  Крито-Микенского царства. На обратном пути зашли в деревенскую таверну, где нас, кроме холодного красного вина, ожидало и то, что принято определять либо по-научному – культурологическим шоком, либо по-житейски: «Не может быть!». На стене из чуть ли не античного кирпича висела работа Хрущика: узкая деревянная дверная филенка, на трех вертикальных фрагментах которой было изображено практически то и таким же образом, что и на работе из нашей коллекции. Я подошел поближе, погладил и даже слегка поскреб красочную поверхность… И на ощупь, и на цвет, и “на вкус” – Хрущ. Официантка из бывших наших знала лишь, что “доска” эта висит здесь давно, что хозяин таверны обменял ее на бутылку мастики (местное тягучее вино) у старого художника, живущего в горах.

Работа Валентина Хруща - «Мушкетер», автопортрет, 25х25, из частной коллекции Сергея Костина

«Мушкетер», автопортрет, 25х25, из частной коллекции Сергея Костина

Художник изобразил себя в виде мушкетера. Широкополая шляпа с вздымающимся вверх пером надвинута на брови.
На опущенные плечи небрежно накинут плащ. Линии – легкие, но строгие. Весь образ излучает печаль, фатальность и непримиримость.

Знаменательно, что и я, бывало, совершал с Хрущиком подобные обмены, правда, не на вино (в те годы он уже не пил), а на, скажем, трофейный немецкий радиоприемник “Телефункен” – Валик коллекционировал их, как и старые классные фотокамеры и инструменты для работы по дереву, в основном – стамески со Староконного рынка.

В результате одного из таких “ченчей” у нас на Успенской появилась работа «Кот белый», которая у многих (а сегодня и у вас) вызывает вопрос: «А почему, собственно, белый, ведь на картоне изображен роскошный черный кот?».

Полагаю, что в этом проявился весь Хрущик с его ироничным, философским, я бы сказал, эстетским и даже аристократическим взглядом на жизнь. Он ведь держал на некоторой дистанции и своих коллег, и своих поклонников. Он был склонен к розыгрышам и парадоксам – вот отсюда, быть может, и наш Белый Черный Кот.

Работа Валентина Хруща - “Кот белый”, из частной коллекции Феликса Кохрихта

“Кот белый”, из частной коллекции Феликса Кохрихта

На картине изображен спящий черный кот, лежащий на боку. Ощущение, что он лежит на чем-то мягком. Тело вытянуто, передние лапки кокетливо сложены, одно ухо подмято, другое – настороженно напряженно, голова опущена к груди. Внутренняя сила. Умиротворенность.

Юрий Закардонец, художник

Я знал Хрущика с начала 80-х годов. Мы познакомились благодаря Ленчику Войцехову. С Леней в детстве жили рядом, хулиганили вместе, делали бомбочки, бегали по Привозу, переворачивали лотки, воровали яблоки у крестьян. Не потому что были голодны, а потому что чужое всегда вкуснее. А потом я переехал в центр.

Хрущик жил тогда на Пантелеймоновской. Мы часто встречались у Риты Жарковой, которая делала так называемые культурные четверги. У Риты всегда собиралось много интересных людей, и Валя там был частым гостем.

Работа Валентина Хруща - «Рита», портрет, 36х46, из частной коллекции Сергея Костина

«Рита», портрет, 36х46, из частной коллекции Сергея Костина

Этот портрет поражает неимоверной красотой самой натуры. Волосы цвета вороного крыла, огромные глаза, в которых поселилась светлая глубина, прямой нос и чувственные губы как будто в легкой улыбке. Во взгляде – вопрос, нежность и ожидание. Так может смотреть только влюбленная женщина. Трогательность и беззащитность.

У Хрущика был какой-то секрет, умел делать так, что все сразу забывали о своих проблемах. Самая потрясающая его фраза в разгар какого-то экспрессивного спора, которую я услышал, была: «Одним нравится белое, другим нравится красное. А мне нравится «нравиться». Пошел, сделал чай, принес и все успокоились.

У него дома, на Пантелеймоновской, в знаменитой комнате-кухне так же, как у и Риты Жарковой, собиралась вся творческая одесская интеллигенция: Кохрихт, Голубовский, Штрайхер, Лейдерман, Ануфриев и многие другие. Мы очень много общались, пока он не ухал в Москву. Раз в неделю точно. Но совместных художественных проектов не было. У меня была мастерская на Еврейской/Екатерининской, там также собиралась вся наша компания.

Мне вот сейчас кажется, что мы с ним куда-то ездили, но возможно, это выдумка. Помню, он ходил в какой-то шинели, чуть ли не белогвардейской, цвета темного хаки. Хрущик был персонажем, который всегда создавал вокруг себя интересную атмосферу.

Слишком много лет прошло, многого уже никогда не вспомнить…

Работа Валентина Хруща - «Похищение Европы», жанровая картина, 22х27, из частной коллекции Сергея Костина

«Похищение Европы», жанровая картина, 22х27, из частной коллекции Сергея Костина

На картине изображен Бык, плывущий в синих водах. Он смотрит уверенно и как будто с насмешкой. В отличие от легенды, Бык – светло-коричневого цвета. На его спине – белоснежная Европа. Картина отображает художника, как человека, любящего поиграть с образами. Контрастность. Ирония в чистом виде.

Материал подготовила Анна Литман

Читать далее: | 1 | 2 |

Продолжение: Анна Литман — «Неизвестный Хрущ» / Часть 1 / Часть 2 / Часть 4