Тексты

Интервью с Хрущом, с теми, кто знал его, всевозможные воспоминания о нем

Никита Алексеев / КРОШЕЧНЫЕ РОТИКИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

Фотография Никиты АлексееваВ 82-м я оказался в Одессе, и совсем тогда юный Сергей Ануфриев таинственно и вкрадчиво сказал, что абсолютно необходимо посетить Хруща, великого и культового художника. Впрочем, не уверен, что было произнесено слово «культовый» — это сомнительное определение тогда, кажется еще не вошло в быт. Но смысл был именно такой – Хрущ художник великий, но при этом не просто великий, а в некоем таинственном, понятном только посвященным смысле. Про Хруща я раньше не слышал.

Читать далее

Сергей Ануфриев / Деревянная рыбка

Сергей АнуфриевУ Хрущика треть веранды занимал стол-подоконник, от красоты которого захватывало дух – вот он, истинный Хаос, где произрастает Гармония! На столе белоснежные пиалы с крепчайшим красным чаем будто бы вели менуэт с перламутровыми старинными гребнями, перегородчатой эмали блюдцами, инструментами резьбы по дереву эпохи Страдивари, древними ложечками, щипчиками для колки сахара и ножичками для разрезания старинных фолиантов, пенсне, прокуренными массивными вересковыми трубками, коробками душистого трубочного табаку, банками с чаем… Здесь могла поместиться и принесенная с Привоза свежая рыбина, сияющая в огромном медном тазу, и домашний творог в кузнецовских блюдцах, и дикие полевые цветы в вазе Галле, и редкий дагеротипный аппарат, да и чего здесь только не было!

Но никогда, ни одного мгновения это не было простым нагромождением предметов.

Читать далее

Люсьен Дульфан / Памяти Валентина Хруща

Люсьен Дульфан. Фотография художникаВалентин Хрущ был совершенно замечательным художником: резал доски, писал картины, делал волшебные фотографии. Он с гордостью доставал «лейку» из деревянного футляра, а футляр вынимал очень бережно из очень-очень старинного фирменного портфеля с печатями от самого баварского курфюнста прямо по линии Гогенцоллернов…

Потом из соседнего забора выдергивалась доска в роли штатива. «Понимаешь, — говорил по ходу дела Хрущ, — он, падла (это самое цензурное слово в длинном предложении), не может же висеть в воздухе, ему… (это он с уважением об аппарате) нужно на чем-то стоять».

Читать далее

Юлия Жаркова / Хрущ первого снега / Интервью c Евгением Голубовским

Фотография Голубовского Евгения— Мы познакомились с Хрущом в доме твоей мамы, у Риты и Саши Ануфриевых. В какой-то из дней. Я там бывал довольно часто. Туда пришел совсем юный, — хотя тогда все были юные — но он был еще юнее, молодой совсем мальчик, он ничего не знал о нас, и мы о нем. Он просто смотрел работы Саши, и у него были по этому поводу свои мысли, которые мне показались любопытными. Это было первое знакомство.

Потом он зашел ко мне в редакцию. Он начал регулярно ходить на выставки – он знал, что выставки менялись каждый месяц и приходил. Иной раз оставался после выставки на полчаса, на час, мы беседовали.

Читать далее

Юлия Жаркова / Сердце, рука, кисть…

Жаркова ЮлияДа, это пожалуй единственный художник в Одессе, о котором мне столь же трудно писать, как скажем о родственниках. И дело не только в том что он был родным нашей семье. Он был одним из самых родных Одессе и … наверное и вообще всему миру…

Он породил особую школу — эстетства нового поколения, возникшего на руинах канона в буквальном смысле.
Помню его в квартире на Чижикова, 18, где бывал Тарковский и под впечатлением от этого интерьера создал пространства в своем «Сталкере».

Читать далее

Анжелла Завьялова / О Хруще

Фотография Анжеллы ЗавьяловойЗимой 2004-2005г. оператор «Дубна-ТВ» Игорь Бельведерский с ассистентом оператора Евгением Ермаковым начал снимать документальный фильм о Валентине Хруще, художнике, живущем в небольшом городе Кимры, приехавшем туда из Москвы, а до этого полжизни прожившем в родной Одессе.

А.Завьялова изложила все произнесенное в печатном виде. Без купюр.

Читать далее

Ольга Котова / Хрущ – «ЛЕГЕНДА»

Фотография Ольги КотовойХрущ – «легенда» (хотя из своей жизни он театра никогда не делал). Его жизнь сопровождал невероятный калейдоскоп событий и приключений. О себе для неофициального самиздатовского каталога «Художники Одессы. Выпуск первый. 1980» Валентин написал с юмором: «Родился я 24 января 1943 года в Одессе на Пересыпе. Живописи нигде не обучался. Работаю самостоятельно. В официальных выставках не участвую. По профессии печник. Живу на сбережения бабушки».

Читать далее

Феликс Кохрихт / О Валентине Хруще

Фотография Кохрихта ФеликсаНикто его не звал по имени-отчеству даже в зрелые годы. В летопись искусства нашего города он вошел как Хрущик. Следует подчеркнуть, что в этом легком, чуть легкомысленном прозвище не содержалось ни малейшей частицы иронии или недооценки таланта и своеобразия как личности художника, так и его творчества.

Даже тогдашние руководители Союза художников, не допустившие ни одной работы Хруща на официальные выставки (его в 60-70-е годы относили к так называемым “абстракционистам”), признавали за ним высокие профессиональные достоинства.

Читать далее

Анна Литман / Неизвестный Хрущ / Часть 1

Заборная выставка 24 января 1943 года, когда мир в очередной раз разрывало от войны, в Одессе родился Мастер – Валентин Дмитриевич Хрущ. О его детстве и юношестве мало что известно, да и вся его жизнь плотно переплетена мифами и легендами. Он жил в одном из самых колоритных районов города – на Пересыпи. Воспитывала его бабушка. Учился в художественной школе им. Костанди. Никакого профессионального образования не имел, но какое-то время посещал Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова, где и познакомился с одесскими художниками, которые признали в нем гения. О таких, как Валентин Хрущ, говорят – самородок.

Читать далее

Анна Литман / Неизвестный Хрущ / Часть 2

«Заборная выставка». Фотограф Михаил РыбакОн появился у нас летом 1967 года и остался на 14 лет. Моя мама была преподавателем, и так получилось, что Хрущик повел моего брата в первый класс как раз в ту школу, где она работала. Мама сначала к нему несерьезно относилась, а потом очень полюбила его.

Он был небольшого роста и очень сильным, мог выполнять любую тяжелую работу. Если нам нужно было что-то отремонтировать (дом старый был, его еще дедушка строил), Валя все делал. В одной из комнат у него была мастерская.

Читать далее

Анна Литман / Неизвестный Хрущ / Часть 3

Валентин Хрущ в окружении женщин. Фотограф - Виктор РатушныйХрущ, и как личность, и как художник, на мой взгляд, соответствовал и эстетическим, и личностным свойствам этой общности, потомком которой был, как и многие коренные одесситы.

Это сказалось на его манере работы в живописи и графике, и в занятиях деревянной скульптурой, и фотографией. Прежде всего, я бы отметил его цветовую и световую палитру, пластичность и камерность большинства композиций, характерные для мастеров Средиземноморья, как западноевропейских, так и славян, и иудеев, и жителей стран Магриба. В этом я убеждался не раз во время путешествий.

Читать далее

Анна Литман / Неизвестный Хрущ / Часть 4

Валентин и Виктория Хрущ. Фотограф Василий Рябченко«Валентин», – представил его отец. «Хрущ», – добавил гость.

Разговорились. Речь свою он строил не просто – присутствовал некий словесный орнамент. Поинтересовался, что делаю. Я показал ему сначала неоконченный офорт, а потом и другие работы, которые сделал в Ленинграде, он их воспринял и наговорил комплиментов.

При той встрече он увидел мою фотоработу, она ему очень понравилось, и он сказал, что тоже занимается фотографированием, но снимает не «Зенитом», а старыми немецкими камерами.

Читать далее

Александр Ройтбурд / О Валентине Хруще

Фотография Александра РойтбурдаХудожники моего поколения называли Валентина Хруща отцом. Это был, без сомнения, самый яркий художник одесского андеграунда.
Хрущ появился в моей жизни сначала в рассказах и байках общих знакомых. Даже не байках, а анекдотах, в том смысле, в каком это слово употреблял Пушкин. Я уже не всегда помню, какой из рассказов о Хруще я услышал от Васи Рябченко, какой от Саши Лисовского, какой от Феликса Кохрихта или от Маргариты Жарковой, а что рассказал мне сам Хрущ.
Были даже байки о байках Хруща. Метаречевая игра, как это потом называлось.

Читать далее

Василий Рябченко / О Валентине Хруще

Фотография Василия РябченкоВаля чудесен был. Он был такой же грешный человек как все, не «сахарно-сусальный». Для меня он был другом, я его очень любил и дружил с ним до последнего.

Он был талантлив, жил в убогом быту, находя в этой жизни какие-то точки опоры, чтобы не опуститься, занимался творчеством. А ведь он одно время сильно пил, но – молодец, завязал, бросил.

Читать далее

Роман Топилов / Есть Хрущик, который мне снится во сне…

Фотография Романа ТопиловаОн был задумчив. Вспоминал тепло, хотя и немного:

«Самое уникальное, что могу сказать о Хруще – это то, что одна его работа мне до сих пор снится…

Да, ничего более потрясающего я не видел ни до, ни после…

Это разрыв реальности, прорыв, что-то простое до визга и всеобъемлющее.

Это тот случай, когда применимо определение «застывшая музыка». Некая кода, контрапункт. Ну очень сильная вещь…

Читать далее

Анастасия Холдаковская / Валентин Хрущ — художник для художников

Фотография Анастасии Холдаковской24 октября 2017 года исполнится ровно 12 лет со дня смерти украинского художника, живописца, графика, одного из создателей одесской неофициальной школы искусств — Валентина Хруща.

Валентин Дмитриевич Хрущ родился 24 января 1943 года.  Вот с какой иронией он написал в одной из автобиографий: «Родился я 24 января 1943 года в Одессе, на Пересыпи. Живописи никогда не учился. Работаю самостоятельно. В официальных выставках не участвовал. По профессии – печник. Живу на содержании бабушки».

Читать далее

Серафим Чаркин / об автопортрете Хруща

Фотография Серафима ЧаркинаДрожащими руками забрал автопортрет. Повесил у себя. Глаз не мог оторвать. Рамы были роскошные у него, у Вали. И до сих пор этот автопортрет у меня висел, я смотрел на него и думал – самый, самый лучший это его автопортрет! Некоторые увидели его и почему-то начали говорить, что, мол, это не Хрущ. Но откуда это мнение?

Читать далее

Валику Хрущику / от Эсфири Серпионовой

Фотография Эсфирь СерпионовныФеномен особой художественности его творчества, думаю, заключается в том, что в жизни и в искусстве Валентин Хрущ запомнился внимательным, умным, чутким и цельным художником. Эти качества ярко проявлялись в том, как он смотрел на мир, воспринимал все окружающее, как брал в руки и держал предметы и в том, как их изображал.

Читать далее

Ефим Ярошевский / Монолог от Валентина Хруща

Фотография Ярошевского ЕфимаУ нас, между прочим, сейчас под ногами – что бы ты думал? Не участок СМИ-13 или рабочий подряд на сортир для партийной элиты, не консервные банки, даже не кнут дяди Менделя, потерянный в тридцать девятом году на Привозе, не куски прошлогодней проводки, презервативы и мусор… а обломки греческих АМФОР, смекаешь, старик?

Читать далее

Ефим Ярошевский / Хрущику на память…

Фотография Ярошевского ЕфимаНа пустыре Валя Хрущ выгу­ливает собаку. Он в кожушке, в кирзовых сапогах на босу ногу, в галифе и исподнем. Ян­тарный мундштук крепко за­кушен в зубах… Валик оже­сточенно курит, осматривает созвездия, находит их в пол­ном порядке, метко сплевы­вает во тьму, попадая в фо­нарь, и говорит, примерно, следующее…

Читать далее

Валентин Хрущ / Биография на ВИКИПЕДИИ

Валентин Хрущ. Фото-автопортрет. Архив Ю.ЖарковойВалентин Хрущ родился 24 января 1943 года в оккупированной Одессе. Начальное художественное образование получил в Одесской художественной школе.

в 1950-х годах учился в Одесском художественном училище (учителя Зайцев, Егоров, Павлюк, Фраерман).

Многие критики считают, что организованная в 1967 году «Заборная выставка» молодых художников Валентина Хруща и Станислава Сычёва «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра стала точкой отсчёта «одесского нонконформизма». Эта выставка продолжалась всего три часа.

Принимал участие в организации первых «квартирных выставок» в Одессе.

Читать на ВИКИ