ЛУННЫЙ СВЕТ СРЕДИ ЗВЁЗД, ИЛИ О ТОМ, ЧТО НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ ЛИШЕНО ВНУТРЕННЕГО СМЫСЛА

Планета Мандарин - фотография Юлии ЖарковойМеня часто упрекали в поверхностности, в том, что я всегда слишком мало книг читала, школьную программу и ту не осилила (папа пересказывал мне краткое содержание «войны и мира», многие книги я просто не открывала).

То же позже коснулось и сценариев к фильмам.

Несколько лет я писала сценарий к фильму о подростке типа Колдфилда.

Его правили многоопытные профи-режиссеры, притом эмоционально и как бы на пределе терпения моей «непробиваемости».

Предмет претензий был вот каким: мне порой нравится нечто красивое, но, с моей точки зрения, бессмысленное.

А на самом деле смысл всегда был, причем смысл должен быть изящно подан зрительно.
Вроде как у Триера в «Танцующей в темноте» у Бьёрк спутанные и небрежно забранные назад волосы, но это потому что она почти слепая и практически не видит себя в зеркале…

Фотография звезд на небе

Я поначалу восхищалась этим красивым просачиванием смыслов, хотела чтоб и у меня так все сочилось, но потом, через ещё пару лет, совершенно случайно столкнулась с японскими словами, о которых и не подозревала раньше, и всё встало на свои места.

Я стала пытаться писать сценарии, лишенные смысла, но не в лоб, а эдак слегка, вроде старых рекламных щитов возле моря, которые насквозь проржавели, потрескались, краска с них почти слезла и изначальный смысл типа «граждане СССР имеют право на отдых», сменил другой смысл, точнее, строго говоря, никаким смыслом там и не пахнет, они стали стратегической точкой сбора чаек.

Возможно, в глазах чаек это все имеет ещё какое-то значение.

Но для меня щиты стали частью ландшафта, как и поломанные изваяния каменных рыбок с остатками смальты в виде облезлых чешуек.

Нечто, доступное лишь взгляду, понимание за ним не успевает…

Здесь может нелишне вспомнить о том, что все эти поэтические образы волнующегося моря или там, яростного ветра, наделяющие человеческими эмоциями равнодушные явления природы — зрелище жалкое и ничего общего с реальностью не имеющее. Но просачивания смыслов бывают весьма убедительными, если речь идет об арт-объектах.

В данном случае я рассуждаю о том, что, сколь привлекательным бы ни казалось наличие смысла в повествовании или артефакте, отсутствия смысла куда сложнее добиться, если задаться такой целью.

А размещение этого текста в контексте нашего сайта всё ж имеет смысл, и он так и рвётся наружу…

А может, и нет?…

Фотография луны

 

Юлия ЖАРКОВА

 

Обновление на сайте: новые работы

Работы из разных коллекций

На нашем сайте добавлены новые фотографии работ Валентина Хруща:

Смотреть всю галерею

Как раз и навсегда потерять “нормальность».

Практические советы от Валентина Хруща

Часть первая

Фотография Валентина Хруща с сыном Димой.У меня есть знакомая режиссер и актриса, которая много раз проходила пробы у Киры Муратовой в надежде попасть в её кино. Однажды Кира Георгиевна не выдержала, и, подойдя к претендентке чуть ближе, задумчиво проронила: «Понимаете…. Нет, с Вами всё хорошо…. Всё даже слишком хорошо, но…. Вы, как бы сказать… Чересчур нормальны».

Актрисе было лестно это услышать, с одной стороны, с другой же – это был повод для самосовершенствования и пересмотра приоритетов.

Валентин Хрущ мог с разной скоростью переделывать обычных людей в ненормальных, и вот что мне удалось выяснить, побеседовав с некоторыми участниками и наблюдателями подобных процессов.

  • Старик, хочешь стать художником – ну так пропусти через себя рулоны вот этих вот обоев! Рисуешь на старых обоях, ясно? Рулон за рулоном. После сотого пообщаемся… (примечание автора: в те годы старые обои имелись почти в каждой квартире, и использовались для черновых рисунков).
  • Валя, ну а вот если так все время только одно творчество, на работу ты не ходишь, то как в конце концов, там, если долги, если вдруг менты придут, там, ЖЭК, все такое?
    — Старик, я их шлю на … и еду в Пикуши! (Заливается хриплым смешком)
    — В Пикуши, где свиньи?
    — Да, хвосты им крутить…
  • — Видишь, старик, что у меня в руках?
    — Ну, старый обломок грязной рамы с помойки, а что?
    — Не врубаешься. Это ОЧЕНЬ ЦЕННАЯ ВЕЩЬ. Видишь, как здесь переливается розовым? Здесь – серый? Врубаешься? Здесь – терракотовый и кусочки кобальта.
    — (Растерянно, с ненаигранным восхищением) Ааа, ну тогда понятно…
  • — Дима, позови папу (Дима – сын В. Хруща)
    — Папа ОЧЕНЬ занят.
    — Ну отвлеки на минутку, я тут стою на холоде!
    — Не могу. Папа занят.
    — Да чем он там так занят, ну на секунду отвлеки, я замёрз!!
    — Он рассматривает раму…
  • — Вы что здесь делаете?
    — Ждём Валю.
    — Во сколько он должен был быть?
    — 2 часа назад.
    — Ну, это не так много… Я его ждал как-то двое суток – он так и не пришел.
  • — Что скис?
    — Да так, жена ушла, с работы выгнали, денег нет…
    — Чёрных.
    — А где они?
    (Не отрываясь от листа бумаги, водя полуокружности пастельным мелком) – Вон, на той полке.
    Гость извлекает из пачки винил, включает проигрыватель, включает музыку Скотта Джоплина…

Юлия ЖАРКОВА

Словарь нон-конформиста

Новый год у Хруща. Фото В. Рябченко

Мне удалось вспомнить кое-что из детства, те слова, которыми пересыпали взрослые, говоря о жизни, об искусстве и вообще.

Речь пойдет о классовой прослойке известной как «художник-нон-конформист из Одессы».

Но я нуждаюсь в расширении этого словаря!

Есть ощущение, что таких словечек намного больше, чем пришло на ум. Итак:

  • Беспредел — в любых контекстах, когда речь заходит о нестабильности и любых видах беспорядков.
  • Вздрогнуть — выпить (как правило, порцию крепкого напитка)
  • Втирать — убеждать, много говорить о своем.
  • Гнать — «ну что ты гонишь», «вот он гонит» — нести околесицу, сочинять, либо сильно преувеличивать.
  • Дать в дюндель — дать в голову.
  • Заведение — винарка.
  • Красить — «Ну ты нормально красишь, старик!» (См. также *старик, *мазать)
  • Мазатьсм. «Красить«.
  • Нищак — эквивалент хиповского «ништяк» — нечто небольшое, но ценное, миленькое. Или общее приятное состояние.
  • Отмазаться — как правило, отмазаться от милиции или от армии. Отмазка — отговорка.
  • Отмотать — эквивалент «отсидеть в тюрьме».
  • Покоцанный — побитый (речь о неживом предмете)
  • Прикоцанный — нарядный, франт
  • Подкатить — ухаживать за девушкой. Или кому-то попытаться *»упасть на уши» и *втирать».
  • Прикид — наряд
  • Примазаться — незаметно примкнуть к компании, в которую тебя не звали
  • Приколоться — пошутить
  • Посвистеть — поговорить
  • Прихвостень — не особо уважающий себя *штымп, который повсюду сопровождает более харизматичную личность и во всем поддакивает.
  • Работа — так говорилось о живописи, графике, гравюрах, керамике, скульптуре.
  • СВ — свежеворованный (чай, табак, шоколад и т.д.) Так назывался товар, привезенный моряками, который они списывали с судна и из-под полы продавали.
  • Старик — традиционное, дружеское обращение к любому художнику мужского пола начиная с 17 лет.
  • Стрелка — спланированная встреча с другим человеком или группой людей.
  • Упасть на уши — атаковать собеседника не очень интересными для него рассказами.
  • Фузз или «мыло» — плохая, грязных оттенков живопись.
  • Халтура — любая подработка или заказ, вне зависимости от ценности.
  • Штымп — не внушающая доверия личность.
  • Шузы — обувь.

P. S. Важная ремарка от сына художника, Дмитрия Хруща.

Кира Георгиевна Муратова не раз предлагала Вале Хрущу сняться в её кино. Не будем уточнять здесь из уважения к памяти выдающегося режиссера, что ей доводилось слушать в ответ! Если очень мягко, то — «Нет, Кирочка». Далее непереводимая игра слов. А ведь это был бы самый крутой фильм Муратовой!

Юлия ЖАРКОВА

Обновление на сайте: новые работы

Коллекция семьи Костиных

На нашем сайте добавлены фотографии работ Валентина Хруща из коллекции семьи Костиных («Галерея Ника»)

Смотреть всю галерею